Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 61 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего1, основного общего2 и среднего общего 3 образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО). ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО разработаны в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2022 г. № 8744. Целью представленных методических рекомендаций является подготовка к введению и реализации федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП) с 1 сентября 2023 года. 1. Изменения, внесенные в Федеральный закон № 273-ФЗ Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 371-ФЗ) введены единые 1 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, № 71762). 2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, № 71764). 3 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022, № 71763). 4 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 02.11.2022, №70809). для Российской Федерации ФООП, которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения России5. При этом согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371-ФЗ термин «примерные образовательные программы» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона № 273-ФЗ. В соответствии с пунктом 101. статьи 2 Федерального закона 273-ФЗ федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают с и федеральными образовательные программы государственными соответствующими федеральными в образовательными основными соответствии стандартами общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ. Важно отметить, что общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное 5 Пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». общее образование), «Обществознание», «Русский язык», «География» «Литература», и «Основы «История», безопасности жизнедеятельности» (основное общее и среднее общее образование). При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В и этом случае необходимо планируемые соблюдать результаты условие, разработанных что содержание образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ. При этом, по-прежнему, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» и «Второй иностранный язык» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – соответственно ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО). Образовательные организации вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные образовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается. 2. Структура ФООП ФООП состоят из трех разделов: целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов; содержательного, который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий, федеральную рабочую программу воспитания; организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы и включает: федеральный учебный план, план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы. Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) к структуре основной образовательной программы. При этом в структуре ФООП отсутствует раздел, содержащий требования к условиям реализации федеральных программ. Соответствующий программ, включая финансовые, психолого-педагогические реализации организацией раздел и образовательных самостоятельно, основных общеобразовательных основных общеобразовательных кадровые, материально-технические, информационно-методические программ, исходя формируется из имеющихся условия образовательной у неё условий и возможностей. Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определены в ФГОС общего образования и включают: общесистемные требования; требования обеспечению; к материально-техническому и учебно-методическому требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям. При этом необходимо учитывать требования санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. № 62296) (далее – СанПиН 1.2.3685-21), а также санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г. № 61573) (далее – СП 2.4.3648-20). Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации должно соответствовать Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». При этом необходимо учитывать региональные/муниципальные нормы и требования в случае их закрепления нормативными правовыми актами. 3. Особенности содержательного раздела ФООП В настоящее время содержательный раздел федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО) включает федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Содержательные разделы утвержденных федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО) и федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО) включают федеральные рабочие программы учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Обществознание», «История», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по включению в ФООП федеральных рабочих программ по остальным учебным предметам, являющимся обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить до 1 июня 2023 года. В содержательных разделах ФООП реализован принцип единства образовательного пространства и преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования, выраженный в том числе в детализированном описании планируемых личностных и метапредметных результатов за весь период обучения на отдельном уровне общего образования, а также планируемых предметных достижений обучающегося за каждый год обучения. В ФОП ООО предусмотрена возможность изучения учебных предметов («Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология») на углубленном уровне за счет добавления учебных часов, из части федерального учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе рекомендуется увеличить на 14 учебных часов. При переходе на ФООП не в первый год изучения учебного предмета на соответствующем уровне общего образования необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования (переходный период). Так, и например, федеральным программой учебным планом, учебного как в предмета рамках «Математика» базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено введение в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика». ФОП ООО определено введение данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени начиная с 7 класса. Чтобы обеспечить реализацию требований ФГОС основного общего образования учащимися 8 и 9 классов, овладение программой учебного курса «Вероятность и статистика» целесообразно организовать в рамках учебного курса «Алгебра», для чего следует добавить в него вероятностно-статистическое содержание, предусмотренное программой к изучению в настоящий и предшествующие годы обучения, а также добавить один час в учебный план. Также возможно деятельности, что деятельностный и использование позволило бы в ресурса большей практико-ориентированный часов внеурочной степени реализовать подходы к овладению содержанием учебного курса «Вероятность и статистика». При этом обращаем внимание на необходимость организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по указанному курсу. При этом в учебном плане образовательной организации, а также при ведении классного журнала в 7-9 классах указывается наименование конкретного учебного курса «Алгебра», «Геометрия» или «Вероятность и статистика», а при выставлении итоговой оценки в аттестат указывается наименование учебного предмета «Математика» и проставляется оценка как среднее арифметическое годовых отметок по трем учебным курсам и экзаменационной отметки выпускника. В случае если в 2022-2023 учебном году в образовательной организации не реализовывалось преподавание в 5 классе учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» при внедрении ФОП ООО целесообразно предусмотреть в учебном плане 6 класса помимо одного часа, предусмотренного федеральным учебным планом, дополнительно один час в неделю в рамках внеурочной деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» за 5-6 классы в течение одного учебного года. 4. Варианты федеральных учебных планов В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели. Для каждого из профилей обучения на уровне среднего общего образования предлагается учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования: включение не менее 13 учебных предметов («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности») и изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне. Необходимо учитывать, что все профили обучения (в том числе универсальный предметов профиль) на предусматривают углубленном уровне. обязательное При этом изучение в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений). Например, для изучения на углубленном уровне могут быть выбрана такая комбинация учебных предметов – «Математика» и «Иностранный язык» или любые другие сочетания учебных предметов. При разработке учебного плана образовательной программы среднего общего образования в классах психолого-педагогической направленности за основу при учебном планировании целесообразно выбирать один из вариантов учебного плана гуманитарного профиля с учетом положений Концепции профильных психолого-педагогических классов, разработанной в 2021 году ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»6. В интересах обучающихся и их родителей (законных представителей) в учебный план может быть включено изучение 3 и более учебных предметов на углубленном уровне. При этом образовательная организация самостоятельно распределяет количество часов, отводимых на изучение учебных предметов. 6 Письмо Минпросвещения России от 25 января 2022 г. № АК-118/08; https://apkpro.ru/proekty/psikhologopedagogicheskie-klassy/?sphrase_id=42196 Программы профильного обучения (в том числе программы по учебным предметам, изучаемым на углубленном уровне) реализуются за счет комбинации учебных часов, отводимых на урочную деятельность, и учебных часов, предусмотренных на внеурочную деятельность. Федеральные учебные предусмотренных планы также обеспечивают законодательством, в изучение случаях, родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации, а также возможность обучения на родных языках. При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на изучение родных и (или) государственных языков народов Российской Федерации. Вместе с тем необходимо соблюдать принципы: содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП. ФООП предусматривают возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. В интересах обучающихся с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой7. 5. Федеральный календарный учебный график ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. При этом на основании статей 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация вправе самостоятельно разработать календарный учебный график. Так, при составлении календарного учебного графика образовательная организация может использовать организацию учебного года по триместрам. Федеральный календарный учебный график устанавливает также начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся в рамках 34 недельного учебного года (исключение может составлять только учебное планирование в 1 классе, а также в 9 и 11 классах – исходя из единого расписания проведения государственной итоговой аттестации). Каждая образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации, требований СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20. 6. Изменения в основных общеобразовательных программах образовательных организаций В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 371-ФЗ основные 7 общеобразовательные программы (далее – ООП) всех Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. № 03-205 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5 – 11 классов по индивидуальному учебному плану»). образовательных организаций Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года. Согласно части 61 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП. Таким образом, введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. В соответствии с ФОП СОО в 2022/2023 и 2023/2024 учебных годах образовательная организация может реализовывать в 11 классе учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО. При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО рабочие программы по учебным предметам, включенным в учебный план. Еще раз обращаем внимание, что образовательные организации, вправе непосредственно федеральные применять основные предусмотреть при реализации общеобразовательные применение федерального соответствующих программы, учебного плана, а и ООП также (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 12 Федерального закона № 273-ФЗ федеральных рабочих программ учебных предметов, соответствующая курсов, дисциплин учебно-методическая (модулей). документация В этом случае образовательной организацией не разрабатывается. Данный подход позволит не только обеспечить общие требования к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть документарной нагрузки с руководителей и педагогических работников. При этом, в соответствии с частью 62 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации вправе перераспределить время, предусмотренное в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение. 7. Обеспечение учебниками Федеральным законом № 371-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 4 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников (далее – ФПУ). При этом последовательный цикл «разработка – экспертиза – апробация – доработка – включение в ФПУ» учебника и разработанного с ним в комплекте учебного пособия занимает не менее 2 лет. В течение этого периода будет действовать федеральный перечень учебников, в который включены учебники, не имеющие комплектных учебных пособий, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального реализации перечня имеющих учебников, допущенных государственную к использованию при аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» 8 (далее – новый ФПУ № 858). В свою очередь, сохранит силу действующий Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего 8 Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (зарегистрирован в Минюсте России 1 ноября 2022 г. № 70799). общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699)9. Следует обратить внимание на то, что новым ФПУ № 858 (приложение № 2) установлены предельные сроки использования учебников, исключенных из числа учебников, входивших в ФПУ, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254. Учитывая изложенное, приобретение учебников может быть осуществлено в соответствии с действующим новым ФПУ № 858. 8. Формы методической поддержки внедрения ФООП на федеральном уровне В марте-апреле 2023 года запланировано проведение окружных и всероссийских совещаний по вопросам введения ФООП. На портале Единого содержания общего образования (https://edsoo.ru) в срок до конца марта 2023 года осуществляется доработка и обновление конструктора рабочих программ — удобного бесплатного онлайн-сервиса для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам. Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП педагогические работники и руководители образовательных организаций могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm. Материалы Всероссийских просветительских мероприятий «Федеральные основные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе образовании в Российской Федерации», прошедшие в конце 2022 года, размещены по адресу: https://edsoo.ru/Vserossijskie_prosvetitelskie_meropriyatiya_Federalnie_osno vnie_obscheobrazovatelnie_programmi_i_federalnie_rabochie_programmi_u.htm 9 Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 4 июля 2016 г. № 42729). В целях научно-методического сопровождения обновления содержания общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по заданию Министерства просвещения Российской Федерации планирует в 2023 году следующие мероприятия, направленные на сопровождение внедрения ФООП: подготовка методических пособий для учителей по реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование – русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика; основное общее образование – достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов социально-гуманитарного, филологического и естественно-научного блоков; среднее общее образование – литература, история, география, обществознание, физика, химия, биология, математика, информатика на углубленном уровне с учетом выбранного профиля обучения, предусмотренного ФОП СОО); подготовка методических рекомендаций по интеграции предметного содержания урочной деятельности с системой дополнительного образования, в том числе интеграции содержания учебных предметов (литература и история) с деятельностью школьных театров, в том числе в целях реализации федеральной программы воспитания; подготовка рабочих программ по организации внеурочной деятельности для общего образования, в том числе по организации начальной военной подготовки, программы «Россия – моя история», по организации профильного обучения, а также программ для детей, испытывающих трудности в обучении; проведение серии окружных совещаний с педагогическим сообществом субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам введения ФГОС общего образования (в том числе реализации ФООП); проведение на регулярной основе методических семинаров (вебинаров) для учителей по актуальным вопросам реализации обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФООП. Вся необходимая информация по планируемым методическим мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/). Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы могут являться методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с федеральными основными общеобразовательными программами, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и регионального уровней. и служб школьного, муниципального